poorclown (poorclown) wrote,
poorclown
poorclown

Category:

Солярка

Опишу одно упражнение, ставящее навыки для очень опасной ситуации — потери сцепления с дорогой в повороте.



Упражнение опасное. Требует довольно высокого уровня навыков вождения. Может привести к падениям, травмам, разбитому мотоциклу и даже хуже.

Кто не спрятался — я не виноват.

Весьма часто у полностью заправленных грузовиков в повороте на землю выливается топливо. Получается красивая такая полоска солярки на дороге. Скользкая, как черт знает, что. Для мотоциклиста въехать в нее — крайне опасно. Часто приводит к падению с тяжелыми последствиями.
Аналогичные результаты бывают с просыпавшимся сыпучим грузом.

Я сам в прошлом году в такое попал. На трассе М5, за большой бетонкой и перед Коломной. Было довольно неприятно.

Что надо в такой ситуации делать? Надо в такую ситуацию не попадать. Не въезжать в эту солярку.
Что надо делать, если уже въехал? Надо выравнивать мотоцикл, экстренно тормозить и ехать в отбойник, после снижения скорости отпускать тормоза, наклонять мотоцикл и продолжать поворот.

Ситуация развивается внезапно.



И случается это не только на развязках:



Бывает достаточно даже просто трещины в асфальте:



Колеса срываются в скольжение и мотоцикл теряет управление. Поэтому и навыки реагирования на ситуацию должны быть четкими, однозначными и не требующими размышлений и принятия решения.

Суть ситуации в том, что после въезда в солярку уехать вправо невозможно — нет сцепления, инерция несет влево. А слева — отбойник, большой, страшный и железный. И надо какое-то время ехать прямо в отбойник и при этом не впасть в target fixation.

Предупреждение:
Если вы решите выполнять это упражнение, оцените риск и оцените свои навыки. Лучше перестрахуйтесь.
Приступайте к упражнению только после того, как вы научитесь уверенно выполнять упражнения «Спираль» и «Плохая идея». Если выполнение этих упражнений вызывает у вас трудности или вам, хотя бы, кажется, что их выполнение вызывает у вас трудности — откажитесь от выполнения этого упражнения. Если вам кажется, что выполнение упражнений «Спираль» и «Плохая идея» никаких трудностей у вас не вызывает — проверьте это.

Цели упражнения:
1. Правильное управление вниманием. Мотоциклист должен отслеживать периферийным зрением состояние покрытия и быть готовым к действиям при обнаружении проблемы.
2. Постановка навыка быстрого изменения траектории в повороте.
3. Восстановление управления мотоциклом после его потери.

Часть первая. Блокировка заднего колеса на прямой.

Самая простая часть. Тем не менее, возможны сложности и неприятности.

Для выполнения упражнения понадобятся:
— Гладкая сухая грунтовая дорога, свободная от транспорта,
— Полная экипировка.

Если есть возможность, отключите АБС. Если АБС не отключается, упражнение, тем не менее, выполнять можно и нужно — будете точно знать эффекты ее работы. Вполне возможно, некоторые нюансы станут для вас сюрпризом.
Езжайте по середине дороги. Разгонитесь до 40 км/час по прямой. Встаньте на подножках (даже если вы на круизере), согните руки в локтях, отведите локти в стороны и наклонитесь к рулю. Плавно, но быстро, с нарастающим усилием, полностью нажмите задний тормоз. Сцепление не надо выключать полностью, оно должно проскальзывать, так, чтобы двигатель работал в нижней части рабочих оборотов — то есть, чтобы под рукой в любой момент была тяга. Добейтесь блокировки заднего колеса.

Это весьма безопасно. Заднее колесо при этом максимально разгружено, а его торможение выравнивает мотоцикл на прямой:


Упражняйтесь до тех пор, пока у вас не пропадет страх перед блокировкой заднего колеса.
После этого приступайте к усложнениям:
1. Сядьте в свое нормальное положение на мотоцикле.
2. При движении на заблокированном колесе наклоняйте тело влево и вправо.
3. Увеличивайте скорость 40 — 50 — 60 — 70 — 80 км/час.
4. Выполняйте упражнение на мокром асфальте, начиная с 40 км/час. Резина при этом почти не расходуется.

Часть вторая. Восстановление сорванного заднего колеса.

Этот этап сложнее, но после первого затруднений вызывать не должен.
Этот этап более опасен. Крайняя степень ошибки может привести к хайсайду.

Для выполнения упражнения понадобятся:
— Плавный поворот на гладкой сухой грунтовой дороге, свободной от транспорта,
— Полная экипировка.

Входите в поворот на 40 км/час. Вставать не нужно — сохраняйте привычное положение тела.
Плавно тормозите задним тормозом, наращивая усилие. Начинайте без блокировки колеса, постепенно увеличивайте скорость нажатия тормоза до тех пор, пока колесо не заблокируется на минимальной скорости. Будьте готовы к заносу. Наращивайте скорость нажатия на тормоз, добивайтесь блокировки и заноса на все большей скорости. При начале заноса парируйте занос рулем и плавно отпускайте тормоз. Будьте готовы к рывку мотоцикла при восстановлении сцепления заднего колеса с дорогой. Сцепление не надо выключать полностью, оно должно проскальзывать, так, чтобы двигатель работал в нижней части рабочих оборотов — то есть, чтобы под рукой в любой момент была тяга. Не закрывайте газ! Управляйте тягой сцеплением, а не газом.

Добейтесь уверенного выхода из начавшегося заноса и восстановления управления мотоциклом.

Добившись, начинайте наращивать скорость 40 — 50 — 60 — 70 — 80 км/час.

Имейте в виду: к вам может прийти эйфория от вашей офигительности, а с ней — желание продолжать наращивать скорость. Не надо. Давите это чувство в зародыше.

Часть третья. Полный улёт.

Еще раз. Это опасно. Я вас предупредил. С травмами и обломками мотоциклов ко мне не прибегайте.

Для выполнения упражнения понадобятся:
— Литровая бутылка с водой и дополнительная канистра воды,
— Незагруженная движением транспорта развязка типа «клеверный лист»,
— Полная экипировка,
— Принятие концепции вечной жизни в реинкарнациях.

Также нам понадобится товарищ, который будет нам помогать. Далее по тексту водителя мотоцикла будем называть Радистом, а товарища — Садистом.

Садист со скоростью 40 км/час катается по развязке, по поворотам с малым радиусом. Катается в правой колее. Держит между пузом и баком открытую бутылку с водой. Периодически, в случайном месте, левой рукой берет бутылку и выливает половину бутылки воды на дорогу, в район своего заднего колеса.

С отставанием секунд на 30 за Садистом едет Радист, с той же скоростью, тоже в правой колее. Увидев воду, Радист выравнивает мотоцикл и объезжает ее без применения тормозов, после чего возвращается в колею.

Получив уверенность в своих навыках, Садист и Радист начинают наращивать скорость. 40 — 50 — 60 — 70 — 80 км/час.

Научившись уверенно выполнять маневр на скорости 80 км/час, и Садист, и Радист уменьшают скорость до 60 км/час. Теперь Радист начинает проезжать по воде, по возможности обоими колесами. После въезда в воду заднего колеса Радист выравнивает мотоцикл, тормозит и снова наклоняет мотоцикл в поворот. Продолжая езду на 60 км/час, Радист должен научиться быстро тормозить до 20-30 км/час и оставаться в пределах полосы движения.

Получив уверенность в своих навыках, Садист и Радист наращивают скорость, 60 — 70 — 80 км/час.

Научившись уверенно выполнять упражнение, и Садист, и Радист уменьшают скорость до 60 км/час и начинают ездить в левойколее. Радист отрабатывает маневр, оставаясь в пределах полосы.

Получив уверенность в своих навыках, Садист и Радист наращивают скорость, 60 — 70 — 80 км/час.

Упражнение следует повторять подолгу, чем дольше — тем лучше. Час и более. А вот следующее повторение должно быть не сразу, должны пройти неделя-две. При каждом повторном выполнении упражнения снова надо начинать с 40 км/час.

Ключевая задача упражнения — загнать мозг в ситуацию, в которой у него нет времени думать и принимать решения. Загонять длительное время, чтобы заставить мозг адаптироваться. В результате, при попадании в такую ситуацию вместо «ААААА!» будет «Опять эти неудачники солярку разлили...»

Мы не можем научить водителей грузовиков не проливать топливо и не просыпать сыпучие грузы. Но мы можем научиться не падать от этого.

Хорошим подспорьем для выхода из такой ситуации является опыт езды эндуро. Не кросс, а именно эндуро. Эндуро — хорошая школа. Есть нюансы, связанные с массой мотоцикла и редко кто валит эндуро на скоростях за сотню, но в целом — хорошая школа.
Кросс - это спорт. А в спорте нет внезапно возникающей опасности. Соответственно, в спорте нет подготовки к этому. Кроссовик, парировав снос колеса, редко видит перед собой металлический отбойник.
На реальной дороге, в реальной жизни вы увидите полосу солярки, появляющуюся из-под грузовика перед вами, за полсекунды до того, как в нее въедете. При этом за вами будет еще один грузовик, а слева от вас — отбойник.
В этом упражнении управление мотоциклом — дело второе. Главное - это управление своим вниманием.
Конкретно эти навыки, поставленные конкретно этим способом, сохранили мне здоровье и мотоцикл летом прошлого года.
Проблема в том, что отработать именно эту ситуацию можно только на развязке. Ровно потому, что в реальности все будет еще хуже — случайная развязка и автомобили спереди и сзади, которые близко, большие, страшные и водители которых не готовы к внезапному падению мотоциклиста.

Если просто держать ровный газ в этой ситуации:

Все то время, пока колеса будут скользить, мотоцикл будет двигаться по инерции к отбойнику. Будем держать ровный газ — в отбойник и приедем.

Проблема с соляркой в том, что коэффициенты трения и покоя, и скольжения улетают в очень маленькие значения и действий, достаточных для парирования обычного соскальзывания, становится совершенно недостаточно и более того, восстановление первоначальных скорости и радиуса поворота невозможно — сцепления с дорогой просто не хватит. Соответственно, конца проскальзывания и зацепа колеса просто не наступает — колесо скользит, и скользит, и скользит. И если мотоциклист ничего по этому поводу не делает — он падает. Поэтому надо поднимать мотоцикл из наклона, выпрямлять его — для того, чтобы увеличить радиус поворота, чтобы колесо снова смогло зацепиться, а вот когда оно зацепится — тормозить, чтобы уменьшить скорость, чтобы можно было вернуться к первоначальному радиусу поворота (чтобы перестать ехать в отбойник) и ехать дальше, учитывая то, что колесья в солярке и почти не держат.
Tags: Тренировки
Subscribe

  • Ворона сильная...

    ...но все же сильная гроза, оранжевый уровень метеоугрозы, вода на дороге, слепые коробки, вот это вот всё - и профигачить по этому вот всему 85 км…

  • Левый поворот

    Музыкой навеяло. Точнее, обсуждением видео с ДТП, в котором нашлись слова: — В мото сзади машина въехала, странно. — Да, это просто…

  • Триста!

    Знакомьтесь. Это — Сергей Михайлович. Сергей Михайлович хотел быть пилотом. Сергей Михайлович хотел быть пилотом. Сопливым мальчишкой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments